Большинство автовладельцев представляют себе диагностику АКПП как электронный прибор, подключаемый к диагностическому разъему автомобиля, который сразу же покажет все неисправности АКПП, а мастер сразу скажет, что делать. На самом деле сканер лишь показывает путь, направление, по которому следует идти, чтобы выявить поломку. Что, например, вы сделаете, если на автомобиле Mazda (Demio, Familia, Premacy) диагностика покажет неисправность соленоида 2-3 передачи? Конечно же заменить неисправный соленоид, скажете вы. А опытный мастер заглянет под днище автомобиля и проверит, не замят ли поддон коробки передач. Ведь именно в результате контакта поддона с землей происходит удар по низко висящим соленоидам, отчего в результате короткого замыкания сгорает управляющая дорожка в электронном блоке управления (ЭБУ). Понятно, что в этом случае замена соленоида ничего не принесет. Именно поэтому диагностика АКПП должна выполняться опытным мастером, знакомым с основными «болячками» и типовыми поломками АКПП различных производителей и систем автомобиля в целом. Кроме этого под диагностикой АКПП мы подразумеваем следующие мероприятия.
Дорожный тест
Проводится в присутствии мастера при движении автомобиля на дороге. Позволяет отделить неисправности АКПП от неисправностей других систем (двигателя, ходовой части). Например, отличить вой ступичного подшипника от воя подшипника АКПП. Или «дерганья коробки» от провалов в работе двигателя. Только опытному мастеру под силу отличить «гидравлический удар» в АКПП от люфтов в остальной части трансмиссии (привода, карданы, раздатка) и износа подушек двигателя и коробки.
Компьютерная диагностика
Тут, казалось бы, все просто! Подключаем сканер, считываем коды ошибок, записанные системой самодиагностики автомобиля в память блока управления. Но возможности самодиагностики любого современного автомобиля не безграничны — она может определить в основном отказы электронной части агрегата — датчиков и исполнительных элементов. С механической составляющей АКПП сложнее — на каждый элемент агрегата датчик не поставить. Современные электронные блоки управления АКПП умеют распознавать пробуксовку той или иной передачи по косвенным признакам, в реальном времени, отслеживая показания датчиков оборотов АКПП входного и выходного вала АКПП при движении автомобиля. Здесь надо отметить, что данная функция контроля передаточного отношения коробки передач реализована далеко не во всех моделях автомобилей. Поэтому, если при диагностике кодов неисправностей не обнаружено, это вовсе не значит, что с АКПП все в порядке, просто эти дефекты электроника проанализировать не в состоянии.
На сегодняшний момент в нашем спецавтоцентре имеется не только универсальный сканер, пригодный практически для всех японских автомобилей и для большинства европейских, но и дилерские сканеры — VAG (AUDI, VW, SCODA, SEAT), MERCEDES-BENZ, OPEL, BMW. Именно эти приборы обеспечивают максимальный доступ к функциям блоков управления автомобилей соответствующих марок и позволяют провести наиболее полную диагностику как на этапе приемки автомобиля в ремонт, так и на этапе отладки и настройки АКПП перед отдачей клиенту.
Визуальный осмотр со снятием поддона
Бывает и так, что с помощью дорожного теста и компьютерной диагностики не удается определить неисправность АКПП. Например, когда сканер не показал ошибок или диагностического разъема нет вовсе. В этом случае мы предлагаем визуальный осмотр со снятием поддона. Наличие металлической стружки в поддоне, горелое масло — первые признаки неисправности АКПП. В заключение отметим, что может свидетельствовать о поломке АКПП. Это, прежде всего, признаки гари масла АКПП (ATF), быстрое его потемнение, хотя вы не так давно его меняли, шумы, скрежет, хруст в коробке передач, пробуксовки трансмиссии (в основном на переключениях передач, при этом стрелка тахометра резко подскакивает), удары в трансмиссии. Все это не терпит отлагательств и служит поводом для обращения в ремонтную мастерскую.